II. Сообщение темы и целей занятия. Работа над новым материалом
1. Мотивация учебной деятельности.
— Сегодня на занятии мы научимся ориентироваться во времени.
Беседа
У
ч и т е л ь. Дети, как называется время, которое длится от восхода
солнца до того времени, когда солнце поднялось высоко в небе?
1-й ученик. День.
Учитель. Что наступает после вечера?
2-й ученик. Ночь.
Учитель.
А что сейчас — утро или вечер? Когда на улице темно — днем или ночью?
(Учитель показывает 4 рисунка, изображающих разное время суток.)
—
Расскажите, что вы видите на этих рисунках. Расставьте эти рисунки в
правильной последовательности соответственно времени суток.
(Комментирование)
—
Время, которое прошло от восхода солнца до следующего восхода солнца,
называется сутками. Или говорят, что прошли день и ночь, то есть прошли
сутки.
Загадки-физкультминутки
— Дети, отгадайте, о каком времени суток идет речь.
• В небе звездочки горят.
' Птицы спят, и рыбки спят. Спят цветы в саду на грядках, Ну, а мы — в своих кроватках. (Ночь)
• Солнце в небе высоко. До заката далеко.
Зерна в норку тащит мышь. Учит азбуку малыш. (День)
• Солнце красное зашло. Белка прячется в дупло. Дрема в гости к нам идет, Сказку он с собой ведет. (Вечер)
• Над рекой заря встает, На дворе петух поет. Умываются котята, Просыпаются ребята. (Утро)
2. Беседа о днях недели.
—
Чтобы ориентироваться во времени, люди придумали название дням:
понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
Посчитайте, сколько дней в неделе.
(Ответ учеников)
3. Работа над стихотворением
— Прослушайте стихотворение и скажите, сколько в неделе дней.
Как-то
с другом захотели. Мы однажды посчитать, Сколько дней у нас в неделе —
Три, четыре или пять? Мы до вечера пыхтели, Но ответ найти сумели, И
ответа нет верней: Ровно семь в неделе дней!
4. Беседа
—
Эти семь дней составляют неделю. Дни недели называют только в
определенном порядке. Интересно, почему их так назвали? (Ученики
высказывают свое мнение.)
—
Понедельник — первый, вторник — второй, среда — середина недели,
четверг — четвертый, пятница — пятый, суббота — окончена работа,
воскресенье — выходной.
В
неделе есть рабочие или учебные дни — это дни с понедельника до
пятницы. А еще есть выходные — это суббота и воскресенье. А сейчас мы с
вами выучим считалку, которая поможет запомнить дни недели.
5. Считалка-физкультминутка.
— Подскажите-ка нам, звери, Как запомнить дни недели.
— Первый — понедельник, Зайка-рукодельник.
За ним приходит Вторник,
Соловей-задорник.
За Вторником — Среда,
Лисичкина еда.
За средой — Четверг,
Волк — глазами сверк!
За Четвергом к нам Пятница
Колобком прикатится.
За Пятницей — Суббота,
Баня у енота.
За Субботой —"Воскресенье, Целый день у нас веселье! Кто не знает — выходи? Кто не знает — тот води!
6. Сообщение учителя
—
С древних времен на славянской земле у людей были не только
предметы-обереги, которые считались защитниками от болезней, зверей,
молний, неурожаев, но также были и словесные обереги: «Здравствуйте!»,
«Счастливого пути!», «Добрый день». Этими словами приветствовали и
благословляли на нашей земле. Люди верили, что слова эти имеют силу.
— Как вы будете приветствовать человека, встретив его утром? Днем? Вечером?
Не забывайте и вы о замечательных добрых словах.
7. Инсценировка (по сказке Н. Малышевского «Ночь и день»).
День и ночь идут навстречу друг другу.
День. Добрый день!
Ночь. Добрый день!
День. Кто ты? Как тебя зовут?
Ночь. Как зовут? Никак не зовут. Ночь.
Д е н ь. А как тебя будут называть завтра?
Ночь. Завтра тоже будут называть Ночь.
Д е н ь. А как тебя называли вчера? Ночь. Ночь.
Д е н ь. А меня сегодня называют вторником, завтра средой, а вчера — понедельником. У меня семь имен.
Н о ч ь. А, значит, ты — дни недели?
День. Да, давай дружить! Ночь. Давай!
День и ночь (вместе). День и Ночь! А вместе мы — сутки!
8. Дидактические игры.
1) «Неделя».
Вариант
1. Выходят 7 учеников. Берут карточки с цифрами: от одного до семи.
После слов учителя: «Неделя, стройся!» становятся по порядку номеров.
Потом называют свой день.
Вариант
2. На карточках написано: понедельник, вторник, среда, четверг,
пятница, суббота, воскресенье. После слов: «Неделя, стройся!» игроки
становятся в необходимой последовательности.
2) «Продолжи стихотворение».
Начинается неделя, Говорит друзьям Емеля:
— Если был бы я бездельник, То проспал бы...
Аза ним и... тоже, Но такого быть не может. Я люблю свою работу: Отдыхать начну в...
III. Итог занятия
— Что такое сутки и из чего они состоят?
— Назовите последовательно дни недели. Сколько их?
— Какой день недели был вчера, сегодня, будет завтра?
— Какой день недели будет после вторника, перед воскресеньем, между средой и пятницей?
— Как можно назвать пять дней, не называя их? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)