УЧИМСЯ СПРАВЛЯТЬСЯ С ГНЕВОМ
Цель: продолжать учить детей различать эмоции злости и радости; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния; познакомить детей со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими.
1. Взрослый предлагает детям организовать выставку «картин», которые у них получились с помощью цветных клякс, и просит рассказать о них волшебникам. Взрослый останавливается на ряде рисунков и предлагает тренинг эмоций (с помощью мимики и пантомимики).
2. Детям предлагается улыбнуться, как: веселый ребенок; солнышко; добрая птица; весенняя радуга. Позлиться, как: дракон; чудовище; Бармалей; сердитый мальчик.
3. Детям предлагается поиграть в игру «Жужа». Перед началом игры, объяснив ее правила, взрослый предлагает подумать: — Почему девочку называли Жужей? — Как звучит слово Жужа? — С какими другими словами его можно сравнить? (Жужжать — визжать, кричать, злиться, сердиться.) «Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее, щекочут. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула, стараясь хлестнуть их полотенцем по спинам. Замечание: взрослый следит за формой выражения «дразнилок»: они не должны быть обидными, причинять душевную боль. Беседа с детьми (Диагностика агрессивности) — Вам приходилось в жизни злиться? — Из-за чего вы злитесь? — Когда вы чем-нибудь рассержены, что вам хочется сделать? (Ответы типа: ударить, толкнуть, накричать — свидетельствуют об агрессивных тенденциях.) — Что вы делаете для того, чтобы не злиться, не сердиться? (С помощью этого вопроса взрослый может судить об умении детей конструктивно решать сложные ситуации, сознательно управлять своими эмоциями и поведением.)
4. Добрый волшебник предлагает детям способы, помогающие «выпустить из себя злого дракона» и справиться со своими чувствами: Потопать ногами Взрослый должен объяснить детям: чтобы избавиться от злости, необходимы физические упражнения. Это дает выход энергии и тем плохим чувствам и мыслям, которые охватили человека. «Надуть воздушный шарик злостью» Всю обиду и гнев можно поместить в воздушный шарик. Завязав его, представить, как этот шарик исчезает в голубом небе.
5. Упражнение-тренинг. Волшебник заколдовывает одного из детей и превращает его в Злюку. Дети становятся в круг, в центре которого стоит Злюка . Все вместе читают небольшое стихотворение: Жила-была маленькая девочка. Маленькая девочка сердита была. Ребенок, выполняющий роль Злюки , должен передать с помощью мимики и пантомимики соответствующее эмоциональное состояние (сдвигает брови, надувает губы, размахивает руками). При повторении упражнения всем детям предлагается повторить движения и мимику сердитого ребенка. По окончании упражнения взрослый обращается к детям: — Что чувствует сердитый ребенок? (Злость, гнев, обиду.) — Что ему хочется сделать? — Как можно избавиться от злости, не причинив боли, вреда окружающим людям? Всем детям взрослый предлагает потопать ногами или надуть воздушный шарик. — Что вы сейчас чувствуете?
6. Взрослый предлагает детям нарисовать «Злость». Детям предлагается контурное изображение «Злости». Их задача — с помощью цвета и выражения лица передать образ.
7. В конце занятия дети слушают или поют песню В. Шаинского
«В мире много сказок»: В мире много сказок, Грустных и смешных. И прожить на свете Нам нельзя без них. Лампа Аладдина, В сказку нас веди. Башмачок хрустальный, Помоги в пути! Мальчик Чиполлино, Мишка Винни-Пух... Каждый нам в дороге Настоящий друг. Пусть герои сказок Дарят нам тепло, Пусть Добро навеки Побеждает Зло!
|