Занятие „Маленькие человечки"
Д/цель: Дать представление о молекулярной теории на основе
„Маленьких человечков". Продолжать знакомить со свойствами материалов. Закрепить знания о твердых, жидких и газооразных веществах. Учить детей экспериментальным путем получать разные агрегатные состояния одного вещества. Развивать познавательную активность детей. Расширять лексический словарь. Воспитывать любознательность, желание глубже познать окружающий мир и его тайны.
Метод, приемы: чтение, показ, объяснения, вопросы, эксперимен
тальная работа.
Д/и: „Маленькие человечки", „Угадай по звуку".
Материал: кукла Знайка; ваза, кубик, тарелка; молоко, вода, сок; коробочки, обработанные пахнущими жидкостями; баночки с водой, камнем и воздухом; демонстрационный набор карточек „маленькие человечки"; набор предметных картинок на каждого ребенка; ведерко со льдом; блюдечки и салфетки на каждого ребенка; глобус.
Словарная работа: глобус, газообразное свойство.
Ход занятия
1. У.: Дети, сегодня к нам в класс пришло очень много гостей. Да вайте их поприветствуем.
Д.: Здравствуйте.
У.: Среди них есть очень важный гость- профессор Знайка. А пришел он для того, чтобы познакомить вас со свойствами мате- риалов. Пожалуйста, присаживайтесь, (дети сели)
Профессор Знайка принес свой научный труд и попросил, что
бы я вас с ним познакомила. Интересно, что там.
(открывает, читает)
„Сказка про маленьких человечков"
(чтение сказки сопровождается показом схем)
“Сказка про маленьких человечков.”
Жили-были маленькие человечки. Они были такие маленькие, что их никто не замечал. Им так стало обидно, что они стали топать ногами и кричать, но их все равно никто не видел. Тогда один из них предложил: „ Давайте возьмемся крепко за руки и пойдем из этой страны, где нас никто не замечает." Так они и сделали. Но тут вот что случилось.
Только они взялись крепко за руки, как все их увидели. „Посмотрите какая большая гора, какой твердый камень, какое прочное стекло, железо и дерево",- говорили все вокруг. „Что это с нами случилось,- удивились человечки, мы стали деревом, металлом, стеклом и камнем". Им стало так хорошо и весело, что они захлопали в ладоши. Но как только они перестали держаться за руки, с гор побежала вода. „Значит, если мы будем крепко держаться за руки, то будем твердыми веществами, а если будем просто стоять рядом, то будем жидкостями",- сказали человечки. А самые непослушные человечки не хотели держаться за руки и рядом стоять не хотели. Они стали бегать, прыгать, кувыркаться и превратились они в воздух, дым над костром и в запах маминых духов.
Так теперь и живут маленькие человечки. В твердых веществах они крепко держатся за руки. В жидкостях они стоят рядом друг с другом. В газообразных веществах они бегают и прыгают.
2. У.: Ребята, а вы хотите поучаствовать в научных экспериментах? Д.: Да.
У.: Знайка вас приглашает в лабораторию. Проходите пожалуйста, (дети подходят к столу)
Рассмотрим, что же здесь находятся за предметы.
(дети поочередно называют три предмета: ваза, кубик, тарелка)
Давайте попробуем отделить часть от целого.
(дети проводят эксперимент - не выходит) .
У.: Почему у вас не получилось?
Д.: Потому, что предметы твердые.
У.: Какие человечки живут в твердых предметах?
Д.: Те, которые крепко держатся за руки.
У.: ...покажи схему твердого вещества.
(ребенок показывает)
Давайте пойдем дальше. Что мы видим здесь?
Д.: Стакан с молоком; водой; соком.
У.: Как вы думаете, можно ли отделить часть человечков? »(Экспериментальная работа.
Отделяем часть жидкости. Потом снова ее соединяем. Переливаем ее из одной емкости в другую.) У.: На этом столе собраны разные жидкости. В них живут челове
ки, которые не держатся за руки, а стоят рядом друг с другом. Повтори, как ведут себя человечки в жидкости.
Д.: Стоят рядом, опустив руки.
У.: Покажи схему жидкости.
(ребенок показывает)
У.: А хотите я вам покажу, где живут человечки, которые не стоя
на месте.
Д.: Да, хотим.
У.: Проходите со мной. Поставьте перед собой ладоши и помашите ими на себя. Чувствуете как кто-то стучит вам по щекам? (дети машут)
Это маленькие человечки собрались в кучку и стучат вам по щечкам. А вот в этих коробочках, которые вам приготовил Знайка, тоже живут человечки. Откроем коробочки и вы их почувст- вуете.
(дети открывают, нюхают)
Что вы можете сказать о веществах, которые находятся в сере-
дине коробочек?
Д.: Мы ничего не видим, не можем потрогать, но чувствуем за пах.
У.: Как называется это вещество?
Д.: Газообразное.
У.: Покажите схему газообразного вещества, (ребенок показывает, воспитатель хвалит)
3. Физ. Минутка.
У.: Ребята, а вы хотите стать на время маленькими человечками? Д.: Да, хотим.
У.: Тогда проходите, пожалуйста, становитесь в круг и выполняйте движения, соответствующие моим командам. Итак, я вас превращаю - в воздух
- в жидкость - в твердый предмет (дети выполняют движения) Теперь усложним задание - вы – стол,
- вы – сок,
- вы - дым костра.
У.: Молодцы, вы все правильно выполняли.
4. У.: Что Вы говорите, профессор?
(нагнулась к Знайке, послушала) Обязательно.
Ребята, Знайка приготовил нам еще кое-что интересное. Проходите за мной и смотрите что-же здесь находится.
Д.: Мы видим три баночки.
У.: Сейчас мы по звуку будем определять что находится в каждой из них.
(поднимает баночку, встряхивает)
В баночке что-то твердое, значит в ней живут человечки, кото- рые крепко держатся за руки.
-что-то жидкое... |
-просто воздух...
5. У.: А сейчас мы со Знайкой приглашаем вас за столы и предлагаем рассмотреть карточки, которые там лежат, (дети садятся, берут карточки, переворачивают и рассматривают, раскладывают перед собой)
У.: Найдите предмет, в котором живут человечки, крепко держа- щиеся за руки, бегающие и летающие, стоящие с опущенными руками.
(дети поднимают картинки, объясняют свой ответ)
6. У.: Вы что-то хотели мне сказать, Знайка? (нагнулась, послушала)
Хорошо, я расскажу. Дети, Знайка попросил рассказать его ис- торию.
Когда он шел к нам , он нес воду в ведерке для следующего
эксперимента, но вода превратилась в лед.
Как вы думаете, почему это произошло?
Д.: На улице зима, холодно, вода замерзает и превращается в лед.
Д.: Значит, если воду охладить до определенной температуры, то
человечки возьмутся за руки и вода станет твердым льдом.
Хотите тоже стать волшебниками?
Д.: Да.
У.: Возьмите все по кусочку льда, сожмите его в теплых ладонях,
подержите немного. Что происходит со льдом. Лед тает?
Д.: Лед тает.
У.: как вы определили, что лед тает?
Д.: Наши ладони стали мокрыми.
У.: Молодцы. Давайте положим наши кубики льда на тарелочку,
через некоторое время что мы в них найдем?
Д.: Воду.
У.: Таким образом мы определили, что одно и тоже вещество мо- жет быть и твердым, и жидким.
А еще я вам открою секрет, что воду можно превратить и в га- зообразное состояние. Это будет вашим домашним заданием. Вместе с родителями дома поставьте чайник с водой на огонь, и когда вода закипит, понаблюдайте, что произойдет с ней во время кипения. А завтра вы мне расскажите.
7. У.: Дети, а скажите мне, какого вещества на земле больше, твердо го, жидкого, газообразного?
Д.: (ответы).
У:Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо вспомнить, как
называют нашу планету.
Д.: Нашу планету называют Земля.
У.: Правильно. На прошлом занятии мы познакомились с макетом планеты Земля с глобусом. Посмотрите, какого цвета на нем больше?
Д.: На глобусе больше голубого цвета.
У.: Правильно, голубого, потому что на планете много чего?
Д.: Морей, рек, океанов.
У.: Молодцы. Второе название нашей планеты-Голубая планета. Вот мы и определили, что больше всего на земле жидкости.
Дети, вы сегодня столько узнали интересного, вы были такими ак тивными, находчивыми, и за это вам Знайка приготовил маленькие сувениры. Это медальки с изображением нашей планеты- это маленькие глобусы.(учитель раздаёт сувениры, дети благодарят Знайку).
|