Арт-терапия – наиболее древняя и естественная форма выражения и изменения эмоционального
состояния человека, а также одно из самых прогрессивных и популярных
направлений в современной
психотерапии. Обязательное условие успешной арт-терапии - быть открытым, искренним и спонтанным в выражении
себя, не ограничивать свое творческое "Я" никакими условностямии и
стереотипами. Арт-терапия - понятие многогранное и включает в себя не только
рисунок, но и музыкальную терапию,
спонтанный танец, драма-терапию (театро-терапия), сказкотерапию, игровую
терапию и песочную терапию. Арт-терапия способствует развитию спонтанности, совершенствованию памяти, мышления,
возникновению чувства внутреннего контроля и порядка, развивает и усиливает
внимание к чувствам и телесным ощущениям, усиливает ощущение собственной
личностной ценности. Для того, чтобы рисовать и исцеляться не нужны
художественные способности или специальная подготовка, скорее уже полученные
когда-то и законсервированные знания могут только помешать. Эффективность
применения искусства в лечении основывается на том, что этот метод позволяет
экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне, будь то рисунок, танец или
звуки.Кисти, краски, фольга, пластилин, глина, масса для лепки, в принципе
даже полиэтиленовые пакеты, проволока и яичная скорлупа вполне могут стать
прекрасным материалом для арт-терапии. Разнообразные мелки, ручки, необчные краски, как
например Puffy марки AMOS, вздувающиеся при нагреве,
витражные краски сделают занятие арт-терапией еще более творческим и увлекательным.
Как обычно проходит занятие по
арт-терапии? Всегда по разному, схемы и ограничения сдесь не действуют.
Руководитель группы старается проявлять максимум гибкости для стимулирования художественного творчества.
Помещение должно обеспечивать место для движений и шумных игр. Руководитель
старается быть как можно более незаметным, для того чтобы способствовать
творчеству. Участники получают наставление полностью отдаться своим чувствам и не заботиться о
художественной ценности своих творений.
Участники действа могут
получить задания, как например:
"Скульптура семейных отношений". Изобразить семейные отношения в виде скульптурной
группы. Можно использовать пластилин, глину, самих участников группы, все что
угодно.
"Интервью-презентация". Попросить партнёра рассказать о его
жизни, интересах, планах и т.д., а затем изобразить на рисунке то, что он
рассказал.
"Игровые семейные отношения". Нарисовать и вырезать из картона бумажные фигурки людей, кукол, животных
для изображения семейных отношений, а также попросить ребенка изготовить
фигурку из теста, в особенности, какую-либо значимую для ребенка фигуру члена
семьи и спросить, что она говорит или делает.
С помощью арт-терапевтических
техник будь то ребенок или взрослый учится осознавать свои переживания, раскрывать себя, доверять себе, давать себе полную свободу действия
с художественным материалом, не сравнивая свою работу с работами других,
сознавать, что каждый из нас находится в процессе постоянного изменения и личностного роста.