Цикл интеллектуальных занятий "Ты и время". Занятие 3 (1-2 классы)
Занятие № 3
Тема: «Времена года». Цель:
дать учащимся понятие о каждом времени года; развивать умение выделять
характерные особенности каждого времени года; развивать способность
ориентироваться во времени; воспитывать бережное отношение к природе и
времени. Оборудование: карточки с цифрами,-рисунки-отгадки, карточки с кругом.
Ход занятия
I. Актуализация знаний Учитель. Приготовьте карточки с цифрами. С их помощью продолжите мое высказывание. 1. В году... месяцев. (12) 2. В месяце... недель. (4) 3. В неделе... суток. (7) 4. Есть... времени года. (4)
II. Сообщение темы и целей занятия. Мотивация учебной деятельности
1. Слово учителя. — Сегодня мы познакомимся с характерными особенностями каждого времени года. Давайте выучим стихотворение. ВРЕМЕНА ГОДА Первой
к нам Зима идет, Новый год она ведет. За Зимой — второй — Весна.
Говорят: «Весна-красна». Третьим — Лето, все в цветах И с малиной на
кустах. А четвертой — Осень... Лес наряд свой сбросил.
2. Загадки
— Молодцы! А сейчас отгадайте загадки и выберите к ним рисунки-ответы. • Снег пушистый над бугром Завивается вихром, А над елкой колкой Снег завился челкой. (Зима) • Стали дождиком метели, На дворе звенят капели, На реке растаял лед, Воробей из лужи пьет. (Весна) • Красным зовется, Платье в цветах, Ягодой сладкой Зреет в лесах. (Лето) • Потемнели ветки, От воды туман. Гонит тучи ветер Из холодных стран. (Осень)
Физкультминутка
2. Беседа Учитель. Назовите противоположные времена года. 1-й ученик. Зима — Лето. Весна — Осень. Учитель.
Какое время года идет после осени? Когда теплее — летом или осенью?
Когда солнце греет сильнее? В какое время года солнце светит, а не
греет? — Давайте подберем слова, которые охарактеризовали бы каждое время года. 2-й ученик. Весна (теплая, зеленая...) Лето (жаркое, красное...) Осень (золотая, дождливая...) Зима (белая, холодная...)
3. Работа с кругом Учитель. Посмотрите на 4 части круга и раскрасьте каждое время года своим цветом.
4. Игра «Назови время года» • Встал на лыжи Барсучок, Барсучок веселый. Подхватил свой рюкзачок И помчался в школу. (Зима) • Синие проталинки На лесной дорожке. Сбросил зайка валенки И надел сапожки. (Весна) • Знает синий Мотылек, Что похож он на цветок. Мотыльку летать приятно, Киске с ним играть занятно. (Лето) • На колючего ежа Листья падают, кружа. Завернется в листья он И увидит сладкий сон. (Осень)
Физкультминутка
5. Беседа У ч и т е л ь. Дети, а теперь ответьте, бывает ли так? • Дети летом катаются на санках. • Весной на деревьях появляются листья. • Зимой люди ходят босиком по траве. • Осенью все птицы вьют гнезда. Учитель. Как вы думаете, дети, какое время года самое главное? (Ответы учеников) — Отгадайте загадку. Двенадцать
братьев живут: Трое — землю украшают, Трое — солнцем согревают, Трое —
дождями поливали, Трое — снегами укрывали. Как же их называют? (Времена года: весна, лето, осень, зима)
III. Итог занятия
— Что мы сегодня узнали нового о временах года? — Каковы характерные особенности каждого времени года?