Тест-вопросник, определяющий одаренность и направленность дошкольника к той или иной области деятельности.
Отвечая на вопросы, записывайте ответы: утвердительные, «да» — 1 очко; отрицательные, «нет» — 0 очков. Затем складывайте все очки. По шкале результатов узнаете, одарен ли Ваш ребенок.
Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?
Меняет ли он свои интересы, наклонности?
Любит ли рисовать воображаемые предметы?
Любит ли рисовать абстрактные картинки?
Любит ли фантастические истории?
Сочиняет ли рассказы или стихи?
Любит ли рисовать затейливые фигуры из бумаги?
Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?
Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?
Боится ли темноты?
Изобрел ли когда-нибудь новое слово?
Считал ли это слово понятным без разъяснений?
Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?
Был ли удачен этот замысел?
Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?
Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?
Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус вашему?
Есть ли у него собственный мир, недоступный окружающим?
Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?
Часто ли просит объяснить окружающие его явления?
Любит ли читать книжки без иллюстраций?
Изображает ли какие-либо персонажи во время сюжетных игр?
Помнит ли и рассказывает ли свои сны, делится ли пережитыми впечатлениями?
Шкала результатов: От 20 до 23 очков — ваш ребенок очень сообразительный, способен иметь собственную точку зрения на окружающее. От 15 до 19 очков — ваш ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда в чем-то заинтересован. От 9 до 14 очков — большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает. От 4 до 8 очков — ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности. Менее 4 очков — вашему ребенку не хватает сообразительности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель.
Тест-опросник, выявляющий способность к творчеству (креативность)
Оцените своего ребенка по семи пунктам. Каждый пункт оценивается по шкале, содержащей пять градаций: 1 — никогда, 2 — редко, 3 — иногда, 4 — часто, 5 — постоянно. Мой ребенок способен:
Выдвигать и выражать большое количество различных идей (беглость).
Предлагать различные виды, типы, категории идей (гибкость).
Предлагать дополнительные идеи, детали, версии или решения (находчивость, изобретательность).
Демонстрировать неожиданные, оригинальные, но полезные варианты решения какой-либо проблемы (оригинальность).
Воздержаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбрать лучшую (независимость).
Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию (уверенный стиль поведения, самостоятельность).
Подсчитайте общее количество баллов по семи пунктам: 35-28 баллов — высокий уровень креативности; 27-17 — средний; 16-0 — низкий.
Не относитесь слишком серьезно к полученным результатам, так как жизнь вносит свои коррективы и ребенок еще может измениться.