ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Разучивание стихотворений
Разучивание стихов способствует развитию связной речи, ее выразительности, обогащает активный и пассивный словарный запас ребенка, помогает развивать произвольную словесную память.
Пересказ и рассказ
Пересказ рассказов, басен, просмотренных кино- и мультфильмов также способствует развитию связной и выразительной речи ребенка, обогащению словаря и развитию произвольной словесной памяти. Эффективным способом развития связной речи является и регулярно провоцируемый взрослым рассказ ребенка о тех событиях, которые произошли с ним в течение дня: в школе, на улице, дома. Такого рода задания помогают развивать у ребенка внимание, наблюдательность, память. Если ребенку трудно дается пересказ прочитанного текста, рекомендуется применять следующий прием— предложить разыграть в лицах прочитанный им рассказ или сказку. При этом первый раз просто читают литературный текст, а перед вторым прочтением распределяют роли между учащимися (этот прием можно с успехом применять на уроке). После второго прочтения детям предлагается инсценировать прочитанное. Этот способ развития умения пересказывать основан на том, что, получив какую-то роль, ребенок будет воспринимать текст с иной мотивационной установкой, что способствует выделению и запоминанию основного смысла, содержания прочитанного. На развитие выразительной, грамматически правильно построенной речи существенное влияние оказывает прослушивание ребенком аудиозаписей детских сказок, спектаклей в исполнении актеров, владеющих мастерством художественного слова.
Скороговорки
Скороговорки — эффективное средство развития экспрессивной речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи. Скороговорки могут служить также удобным материалом для развития внимания и памяти детей.
У пеньков опять пять опят.
Водовоз вез воду из-под водопровода.
Мокрая погода размокропогодилась.
Шел Фрол по шоссе к Саше в шашки играть.
Нисколько не скользко, не скользко нисколько.
Около кола колокола колоколят.
Три дровосека, три дроворуба на дворе дрова топорами рубят.
Была у Фрола — Фролу на Лавра наврала. Пойдет к Лавру — Лавру на Фрола наврет.
От топота копыт пыль по полю летит.
Всех скороговорок Не перескороговоришь Да не перевыскороговоришь!
Сшит колпак не по-колпаковски. Слит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевы-колпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыко-локовать.
Ехал грека через реку, Видит грека: в реке — рак. Сунул грека руку в реку, Рак за руку грека — цап!
Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет.